Уроки русского сафари для глобалистов
Для западного интеллектуала-гуманитария, если только он не специализируется в сравнительной педагогике и кросс-культурных исследованиях, реформы образования в России после перестройки, по-видимому, мало интересны. Существует расхожее мнение, что в этот период были предприняты попытки демократизации и деидеологизации в сфере российского образования. Это утверждение в целом соответствует действительности, однако на самом деле оно скрывает под собой другую действительность, гораздо более близкую к судьбам образования в США и странах ЕЭС.
На наш взгляд, происходящее в России является лакмусовой бумажкой, некоей экспресс-пробой для последствий глобализационных процессов, которые разворачиваются в мировой культуре и сфере образования.
Ценность опыта реформ в России в том, что в силу своего радикализма и специфики российской культуры они ярко демонстрируют те особенности глобализационных процессов, которые в развитых странах оказались менее заметны. А причина этого в том, что на просторах России, благодаря «железному занавесу», почти в нетронутом виде сохранилось удивительное реликтовое «существо» – «проект Просвещения» (в том смысле, который вкладывал в это понятие Ю. Хабермас). Несмотря на искажающее воздействие коммунистической идеологии и благодаря сильному влиянию патриархальной традиции в российском обществе советского периода система образования имела все основные признаки, которые позволяли генетически связать ее именно с идеями Просвещения. И именно это явилось главной, по нашему мнению, причиной уничтожения этой системы образования.
Lessons of Russian Safari for Globalists
To a western humanities-minded intellectual, unless s/he specializes in comparative education and cross-cultural research, post-perestroika Russian system of education is probably of little interest. There is a widespread belief that during perestroika there were attempts of democratization and de-ideologization in Russian education. This statement is generally correct, although, in fact, it hides a different reality, which is much closer to the prospects of education in the USA and the EU.
Clearly, the current events in Russia reflect the consequences of globalization processes which take place in the word culture and education.
The value of Russian reforms lies in their radicalism and in the specific nature of Russian culture; our national reforms clearly demonstrate the peculiarities of globalization processes which are less obvious in more developed countries. It can be explained by the fact that the vast territory of Russia, due to the iron curtain, has preserved a unique “Enlightenment project” (in the sense suggested by Jürgen Habermas). In spite of the distorted influence of the communist ideology and thanks to a strong influence of the patriarchal tradition in the Russian society, the soviet system of public education had all main characteristics that proved its genetic connection with the ideas of Enlightenment. I consider, it was the key reason why that system of education was destroyed.