Идеальный полис и заботящийся о нем человек: теория и практика высшего образования у Платона
Традиционно истоки высшей школы видят в средневековой педагогике, избегая употреблять понятие «высшее образование» для античности. В античном тезаурусе, действительно, отсутствовало единое понятие, обобщающее представления о высшем этапе образования. Однако многие античные наставники акцентировали внимание на образовательной активности человека, продолжающего идти к норме грамотности и культурности в статусе ученика античной высшей школы. Древнегреческий «студент» жил в ритме жизни полиса, который состоял из открытых образовательных пространств и индивидуального опыта людей: поведенческих моделей, образа мыслей, желаний, стремлений, действий и их результатов, воплощавшихся в общественной оценке. Сократ одним из первых определил для учеников полис как помощника в длительной сознательной работе над собой и гаранта реализации образовательных возможностей. Наставникам Сократ советовал следить за тем, чтобы их ученики не теряли, а обретали самих себя в потоке повседневных забот о делах, детях, имуществе, победах и т.п. Во многих диалогах Платона Сократ определял соревнующихся в образовательном успехе на этапе высшего образования как заботящихся о себе. Сократ связывал «заботу о себе» («ἐπιμέλεια ἑαυτοῦ») с активным участием в жизни полиса. По В. Виндельбанду, сократовская «забота о себе» в большей степени была заботой о целом и в меньшей – о себе самом (Windelband, 1910, р.7). Забота о себе выражалась в заботе обо всех. Соотношение индивида и полиса Сократ решил в пользу приоритета последнего, «проголосовав» за это чашей цикуты
The Ideal Polis and the Man Who Cares for It: Plato on Theory and Practice of Higher Education
Traditionally, we consider that higher education was born in the Middle Ages as the term ‘higher education’ was hardly ever used in connection with antiquity. In ancient times there was not a single term that could summarize views on the higher stage of education. However, many ancient teachers focused on educational activities of the higher levels which were supposed to help individuals achieve excellence in a certain type of a really higher ‘school’. A Greek ‘student’ lived in tune with the rhythm of the polis, which consisted of open educational spaces and individual daily experiences including people’s behavior, ways of thinking, desires, aspirations, actions, and achievements, which received public evaluation and had an educational impact on the young people. Socrates established polis as an aid to long-lasting and deliberate self-improvement and as a guarantor of educational opportunities for students. He advised mentors to ensure that their students would discover rather than forget themselves in the stream of everyday life (care for children, property, winning in competitions, etc.). In Plato's dialogues, Socrates often described those who competed for educational success at the stage of higher education as students caring only for themselves. Socratic ‘care for the self’ (“ἐπιμέλεια ἑαυτοῦ") was bound to an active participation in the life of the polis. According to Wilhelm Windelband, this Socratic ‘care’ was to a great extent the type of care produced for the sake of the whole polis. It had less to do with care for oneself as an individual (Windelband, 1910, p.7). Caring for oneself could be found in the care for others. Socrates prioritized the polis over the individual and displayed loyalty to this view by drinking his final cup of hemlock.