15/05/2017
АННОТАЦИЯ: В статье в целостном виде представлен жизненный путь и охарактеризована деятельность видного отечественного просветителя, ученого и общественного деятеля В.Я. Стоюнина. Обоснованы основные периоды становления и развития педагогического мировоззрения В.Я.Стоюнина. Определены аксиологические основания его педагогической системы. В целостном виде представлена концепция воспитания просвещенного человека и гражданина.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.Я. Стоюнин; история педагогики и образования; патриотическое воспитание; гражданское воспитание.
Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 –1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик [6, с. 1].
Емкую оценку ему дал крупный отечественный философ Н.О. Лосский: «В.Я. Стоюнин принадлежал к числу виднейших русских педагогов. И как теоретик-педагог, и как преподаватель русского языка и словесности он получил известность и был чрезвычайно любим своими учениками» [цит. по: 5].
Его биограф В.В.Сиповский правомерно отметил, что «литературно-педагогические труды В.Я.Стоюнина – это крупное наследство для всех мыслящих педагогов... Они отличаются самостоятельностью и оригинальностью... Во всех трудах Стоюнина вы увидите богатое содержание, самую добросовестную работу и оригинальную точку зрения. Все это свидетельствует о силе ума, о таланте» [7, с.21].
В судьбе и педагогической деятельности В.Я. Стоюнина рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:
1. 1826–1851 гг. – предварительный, на протяжении которого происходило становление личности В. Я. Стоюнина и формирование либерально-демократических ценностей и смыслов его общественного и педагогического мировоззрения. В эти годы он обучался в 3-й Петербургской гимназии, а затем по специальности восточная словесность на историко – филологическом факультете Санкт – Петербургского университета.
2. 1852–1874 гг. – преподавательско-методический и общественно-педагогический, наиболее значимый период в деятельности В.Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852–1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871–1874), а также в других образовательных учреждениях. В это время В.Я. Стоюнин становится видным деятелем общественно-педагогического движения: является учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка, председательствует в ученом Совете Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского Общества словесности, работает в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее [6, с.437].
3. 1875–1880 гг. – период научно-методической и общественной деятельности, когда вынужденно лишенный возможности преподавания В.Я. Стоюнин в основном сосредоточился на подготовке трудов по изучению словесности. В этот период происходит значительное изменение его политических взглядов в сторону консерватизма. В методических пособиях и статьях В.Я. Стоюнин сформулировал новые подходы к изучению литературы:
4. 1881–1888 гг.– синтезировано-обобщающий, связанный с работой педагога-просветителя в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, реализацией им в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я. Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории. В данной связи подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, Владимир Яковлевич был оригинальным философом женского образования. Гимназия Стоюниной, просуществовавшая до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.
По своему происхождению Владимир Яковлевич Стоюнин – выходец из разночинцев, сын разорившегося купца «старого закала», который доверил свои капиталы обманувшему его товарищу. В семье сохранилось предание о том, что их предок – костромской крестьянин – во время эпидемии один выжил из всей своей большой семьи и получил прозвище Стоюнин, потому что устоял. Позднее это прозвище стало фамилией [7, с. 1–2]. Подчеркнем, что фамилия органично соответствовала личности Владимира Яковлевича, всегда отличавшегося очень стойким характером.
Детские годы Володи прошли «в довольно строгой и суровой обстановке, что отразилось на характере, сообщив ему некоторую замкнутость и сдержанность в словах и в обращении, сохранившиеся в нем на всю жизнь» [8, с 1]. Он не был любимым ребенком в семье и рано привык полагаться только на себя. По свидетельству близко знавших его людей, Владимир Яковлевич внешне отличался «наружной холодностью и суровостью, сухостью и необщительностью» [8, с. 6].
Как отмечал Б.Б. Глинский, «суровая действительность, окружавшая его с юных лет, закалила характер в борьбе с обстоятельствами, выработала в нем серьезный взгляд на жизнь, и приучила к упорному труду и точному исполнению своих обязанностей» [4, с.413].
Несмотря на жизненные трудности, В.Я. Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем со второго класса в 3-й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа. В процессе обучения в гимназии, а затем в Петербургском университете, у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего, поэзии.
Вместе с тем за время обучения у В.Я. Стоюнина сформировалось абсолютное неприятие жестко авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.
Позднее в процессе преподавания в гимназии он утвердился в ценностях педагогической деятельности и подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу.
Педагогическое мировоззрение В.Я. Стоюнина окончательно сформировалось уже в пореформенную эпоху в отличие от мировоззрения К.Д. Ушинского и тем более Н.И. Пирогова, чья педагогическая деятельность, в основном, прошла до освобождения крестьян. Метафорично можно отметить, что время педагогического финиша для этих классиков, стало периодом мощного педагогического старта для В.Я. Стоюнина. Поэтому Владимир Яковлевич так органично впитал и воплотил в себе, в своем педагогическом мировоззрении новые аксиологические идеи и высокие нравственно-этические ценности постреформенного периода – общественного самоуправления, свободного труда, подлинной науки и гласности. По свидетельству современников, в В.Я. Стоюнине «сливались в одно нераздельное целое частный человек и общественный деятель, иначе говоря, – слово его всегда было и его делом, что он думал и говорил, то он и делал» [8, с.6].
После весны 1861 г., когда с российского педагогического небосклона властями были удалены две мегазвезды Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский, – именно В.Я. Стоюнину с его немногими современниками В.И. Водовозовым и Д.Д. Семеновым доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860–1870-х гг., пока не появилась новая генерация деятелей российского образования – В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, В.В. Розанов, и не получило признание педагогическое творчество Л.Н. Толстого.
В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегических парадигм общественно-педагогической мысли 1860-х годов – общечеловеческой Н.И. Пирогова и национально-патриотической К.Д. Ушинского, причем в фарватере общественной деятельности.
Ученый-просветитель прозорливо предрекал грядущую смену доминант в российском образовании, когда в начале ХХ в. вместо государственной целе-ценностной доминанты выдвинется на первый план именно общественный идеал образования, и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.
Еще одной отличительной особенностью его педагогического творчества являлось то, что В.Я. Стоюнин всегда смотрел на педагогические и методические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировал содержание образования и продуцировал педагогические технологии «сверху» – из аксиологической проблематики, что рельефно выделяло его среди современных деятелей образования и придало идеям и взглядам педагога вневременное значение.
Главным достижением В.Я. Стоюнина, как ученого – педагога, является выработка им подходов к воспитанию просвещенного человека-гражданина, имеющего «высшие понятия, которые возвышают человеческую жизнь, расширяя и освещая умственный и нравственный горизонт» [1, с.194].
Можно констатировать, что педагог-гуманист выделил следующие составляющие черты просвещенного человека-гражданина:
Большая заслуга В.Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной; современной и общественной; свободной от политической конъюнктуры; общенародной; национальной и трудовой.
В.Я. Стоюнина выстроил субъектный ряд для реализации идеала просвещенного человека – гражданина, который включает следующие позиции: образованный чиновник – общественный деятель – священник, как учитель - просвещенный педагог – образованная мать, ценящая науку – активная личность.
Характерно, что для осуществления этих задач он лично работал на всех уровнях отечественного образования: от элитного – обучения членов царской семьи – до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.
Значимо, что современная образовательная политика существенно актуализирует систему педагогических идей и взглядов замечательного педагога и, особенно, его целостную концепцию воспитания просвещенного человека и гражданина. Как подчеркивала министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева: «внеурочное время должно быть направлено на воспитание ребенка как человека, чтобы он стал действительным гражданином нашей страны» [3].
Владимир Яковлевич Стоюнин скончался 4 ноября 1888 г. от рака печени и был погребен на Волковом православном кладбище у северной стены Спасской церкви. Среди множества венков, положенных на его гроб был один серебряный с надписью: «От учителей своему учителю»…[5, c.38].
Своеобразную эпитафию В.Я. Стоюнину сделал Б.Б. Глинский: «Как практик-педагог, как общественный деятель, он не входил никогда в компромисс со своею совестью, не поступался своими убеждениями, и громко подымал голос там, где слышал ложь и узкое своекорыстие. Эта цельность нравственного облика, стойкость убеждений и просвещенный взгляд на жизнь и ее требования, причиняли покойному немало неприятностей с точки зрения материальных выгод, но зато снискали ему уважение всего русского образованного общества» [4, с.414].
Литература
Home | Copyright © 2025, Russian-American Education Forum