15/12/2014
Культура, религия и образование в поликультурном пространстве
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, религии, диалог, поликультурное образование, духовно-нравственное развитие, ценности и смыслы, религиозные культуры, национальная практика.
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена вопросам авторского видения и осмысления происхождения, роли и места религии в обществе, соотношения феномена культуры и многогранного мира религии, духовно-нравственного и морально-этического развития и образования детей и молодежи, граждан России в условиях кризисного социума. Предпринята попытка в пределах статьи показать российскую государственную политику, способствующую освоению культурных ценностей общества и педагогические усилия школы по развитию личности, открытой иным культурам и религиям.
Контекст. Поликультурное образование
Содержание и качество образования определяется во многом его способностью содействовать консолидации общества, преодолению и предотвращению межконфессиональной напряжённости. Для этого необходимо сформировать у детей и молодежи установки на приоритетность прав и свобод личности, равноправие конфессий, терпимость к иным взглядам. Толерантность является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания, компромисса и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия преимущественно методами разъяснения и убеждения (4).
Отметим, что человек в условиях глобализации мира ежедневно вступает в межкультурный и ценностный диалог с представителями самых разных культур, религий и общностей как непосредственно, так и через Интернет, телевидение, кино, средства связи и коммуникаций, бизнес, учёбу. Он входит в мир, а мир входит в его дом. В силу этого современная российская школа всё в большей мере становится поликультурным пространством. Педагоги, преподающие различные исторические, обществоведческие, религиоведческие курсы, имеют дело с поликультурным контингентом обучающихся.
Традиции поликультурного образования постепенно складываются и в российской педагогической науке и практике, что диктует необходимость установления межкультурного и межконфессионального диалога, а также предполагает всесторонний учет особенностей представителей разных культурных общностей – цивилизационных, культурно-исторических, этно-конфессиональных, этнографических, локальных, религиозных, этно-лингвистических и прочих, вовлеченных в образовательный процесс (2). Требуется помнить о наложении (в данных условиях) разных картин и образов мира, разных этических и религиозных систем, форм идентичности, культурных и воспитательных интересов разнообразных религиозных и этнических групп, включая и тех, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся.
Поликультурное образование способствует формированию поликультурной личности, которую отличают такие качества как:
Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения школьных курсов учащиеся должны усвоить следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура или религия не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием и потенциалом (3).
Религия – предмет пристального внимания и постоянного научного интереса
Принимая во внимание роль и место религии в обществе, ее влияние на культуру и образование, и являясь одной из древнейших культурных форм, религия во многом определяет лицо культуры различных народов, их самобытность, нравственные установления, духовный облик. Можно сказать, что вклад религиозных систем в историю культуры огромен. Религиозное мироощущение, обрядовые, культовые практики, религиозно-моральные, этико-нравственные каноны оказывают влияние на все сферы, системы и повседневную жизнь общества.
Как известно, из мифолого-религиозного сознания человека постепенно развивалось все содержание человеческой культуры: философские, социальные, правовые, моральные, эстетические, научные представления, в более позднее время отделившиеся и обретшие самостоятельность.
Религия в постиндустриальном, информационном обществе, в частности и в России, проявляет себя через множество факторов и явлений (1). Прежде всего, религия:
Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования
За последние несколько лет российское общество пережило один из самых крутых поворотов в своей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши дни, неоднозначны. Они вызывали, вызывают и будут вызывать самые острые споры.
Но один факт можно констатировать со всей очевидностью – это возрождение религиозной жизни в современной России. Учитывая многонациональный характер страны, мы отдаем себе отчет в том, что в ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Новое поколение россиян просто не сможет обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации.
Таким образом, широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом и в расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе в частности представляется нам естественной закономерностью. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами (2, 5).
Большинство проблем человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Знакомство со взглядами христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий наверняка заставит многих молодых людей задуматься над существенными вопросами своего личного бытия. Молодой человек, взрослея, сталкивается со злом и добром, несправедливостью и добродетелями в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Изучая историю религии, он открывает для себя мир вечного нравственного поиска (1).
Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой международных предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей. Это нашло отражение в нормах Конституции Российской Федерации, Законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях», а затем в Законе РСФСР «О свободе вероисповедания», в Законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». В Законе «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4, ст. 14).
В 2010 году была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,в которой подчеркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемых на основе межконфессионального диалога. В Концепции констатируется, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, социально-исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России (2).
Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации, формирование духовно-нравственной личности (ст. 14, пункт 2 Закона «Об образовании») реализуется, в том числе, и посредством изучения в общеобразовательных учреждениях специальных учебных предметов (учебных курсов) по истории и культуре религий. Они представлены в форме спецкурсов, факультативов и курсов по выбору религиоведческого и культурологического характера в основной и полной (средней) школе («Религии мира», «Мировые религии», «Основы культурологи», «Цивилизации мира» и т.п.), а также введением в качестве систематического обязательного предмета в четвертом классе начальной школы курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Многие учителя и преподаватели задаются вопросом о необходимости введения отдельного учебного курса по изучению религий в школе (5), поскольку соответствующие вопросы ставятся при изучении истории, обществознания, литературы и искусства.
В разных странах мира по-разному решается вопрос об изучении религии как историко-культурного феномена. В образовательной практике подавляющего большинства европейских государств осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Это является формой реализации прав человека, прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье. Религию, в той или иной форме (включая этику), преподают детям в большинстве стран мира. Опыт преподавания религиозных дисциплин в школе не уникален и не противоречит институтам и законам светского общества, а проблема изучения религии в школе актуальна во всех странах.
История культур различных религий – суть нравственной составляющей религиозных учений Великих учителей нравственности: Моисея, Будды, Христа, Мухаммеда, заключенных в Священных книгах: Торе, Дхаммападе, Библии, Коране. Задача педагогов состоит в том, чтобы показать молодому человеку, откуда произошли такие вечные истины, как «не убий, не укради, возлюби ближнего своего» и др. и пробудить у него потребность соблюдать их в жизни (5). При этом главным остается постулат об отношении к религии как личном деле каждого, и школьный курс не ставит своей задачей воспитывать приверженцев какой-либо религии.
Заключение
Культура мировых религий как важнейший социокультурный феномен в обучении и воспитании человека является основой воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности, служит профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, а также способствует осознанному и свободному выбору мировоззрения. Уважительное отношение к культуре другой религии – отличительная черта культурного человека.
Предметы по истории, обществознанию, основам культурологии, истории мировых религиозных культур содержат уникальный материал, дающий школьникам полноценные знания и сведения об особенностях мировоззрения человека, раскрывают вечные духовно-нравственные и морально-этические ценности, несущие в себе помимо культурологического еще и значимый воспитательный потенциал.
Литература
Тюляева Тамара Ивановна, к.ист.н., доцент кафедры методики преподавания истории, социогуманитарных дисциплин и права АПКиППРО, г. Москва.
Home | Copyright © 2024, Russian-American Education Forum